Авторучка «Монблан»
Жила-была авторучка фирмы Монблан.
Сначала она долго лежала в магазине под стеклом витрины, венчая собой пирамиду
из других авторучек.
Сказать по правде,
она этого заслуживала. Такие ручки делают не каждый день. Она была богатой и
благородной. И это была не внешняя мишура. Отнюдь! Даже внутри, на резервуаре
для чернил у неё были нанесены деления, чтобы можно было видеть, сколько чернил
еще осталось в авторучке.
Корпус её был
сделан из палисандрового дерева с продольными, во всю длину, вставками из
малахита. Сочетание деревянного корпуса и пластинок малахита придавало
авторучке некую ограненность. Она так удобно располагалась в руке, так прочно и
надёжно укладывалась между пальцами, что её уже не хотелось выпускать из рук.
Колпачок её не просто насаживался на корпус, как у других авторучек, а
навинчивался, как это было когда-то. И этот консерватизм тоже вселял чувство
надёжности. Верхушку же колпачка украшал небольшой изумруд в виде
звездочки в тон малахитовым пластинкам.
Но самое прекрасное, самая большая драгоценность, которой
гордилась авторучка, это было её перо. Широкоплечее золотое перо с капелькой
иридия на кончике, оно отличалось от
всех других перьев тем, что было покрыто гравировкой. Какие-то неведомые
таинственные знаки покрывали все тело пера, придавая всей авторучке, да и
самому процессу письма что-то загадочное, эдакую, доселе невиданную экзотику.
Её невозможно было
представить в руках школьника, который решает в тетрадке задачки по арифметике
и нервно грызёт кончик ручки. Или в руках студента, который на лекциях строчит
ею конспекты, одновременно выводя на парте вензеля вокруг имени любимой
девушки. Нет, такой ручкой уместно было бы писать письма на бумаге с водяными
знаками в виде королевских лилий или заполнять
банковские чеки, где в графе «сумма» стояло бы никак не меньше четырёх
нулей.
Люди заходили в
магазин, разглядывали авторучку, восхищённо прищелкивали языком и долго
дивились этому чуду. Но потом, повздыхав, покупали что-нибудь попроще и
подешевле, причём поглядывали они при этом на авторучку «Монблан» уже
неодобрительно.
- Ничего, моё время
ещё придёт, - говорила авторучка, - Ещё найдётся человек, который оценит меня
по достоинству, и я напишу такое!!!
Она не знала, что
именно она напишет, но была твёрдо уверена: всё, что выйдет из-под её пера,
будет гениально. А как же иначе?! Ведь она
- авторучка «Монблан»! Надо сказать, что и никто
вокруг в этом не сомневался.
Все говорили: «Ну, это же – «Монблан»!»
И при этих словах малахитовые бока авторучки блестели, а в глубине изумрудика в
виде звездочки на колпачке появлялся огонек.
И вот, наконец, её купили. В магазин гурьбой вошли несколько молодых
людей. Они давно искали подарок к юбилею своего старого бывшего Учителя. Хотя,
если быть точным, бывших учителей не бывает. Раз уж человек стал для кого-то
учителем, то он остается им на всю жизнь.
Молодые люди давно уже заприметили эту авторучку и решили, что именно её
они подарят своему учителю.
- Да, - говорили
они, - это как раз то, что нужно для него. Он – человек пишущий. Он знает толк
в ручках. Он оценит такой подарок по достоинству и будет рад ему.
Молодые люди
собирали деньги и периодически заходили
в магазинчик, чтобы удостовериться, что
авторучку никто не купил.
И вот этот день
наступил. Быстрым шагом с волнением они подошли к
прилавку - авторучка была на месте.
- Мы покупаем её, - сказали они продавцу, выкладывая
на прилавок деньги.
Продавец снял
авторучку с пирамиды, которую она венчала, и поначалу развинтил её, чтобы
убедиться в исправности, а затем начал
собирать. Он собрал корпус из
палисандрового дерева, навинтил колпачок с
изумрудиком в виде маленькой звездочки, уложил авторучку в футляр
на специальный лоскут тонкой
замши, защелкнул футляр и стал
укладывать его в коробочку из глянцевого
картона. По всем его замедленным, размеренным движениям было видно, что он ужасно не хочет
расставаться с авторучкой и всю эту процедуру проделывает для того,
чтобы лишний раз прикоснуться к ней на
прощание. Ещё бы! У него не было другой такой авторучки, и с утратой её дотоле
роскошный магазинчик превращался в обычную лавку канцелярских товаров…
Старый Учитель
очень обрадовался подарку. Он,
действительно, знал толк в хороших
ручках, и многие из них прошли через
его руки, но такой авторучки у него
еще не было. Он внимательно рассмотрел её, не упустив ни одной, даже самой незначительной, мелочи. Он нежно подышал на авторучку и
потом аккуратно протер её лоскутком
тонкой замши, и ручка заблестела, а изумрудик в форме маленькой звездочки
заиграл таинственным огнем.
- Вот теперь, -
сказал Старый Учитель, - вот этой
ручкой я напишу самое лучшее свое произведение! Это будет такая книга!
- Да, - подумала авторучка, - мы напишем великолепную книгу, и люди,
читая её, будут плакать и смеяться, страдать и радоваться вместе с героями этой
книги и, конечно, и, конечно же,
вспоминать нас, тех, кто написал эту
книгу – Старого Учителя и меня, авторучку «Монблан».
И думая так, она
сладко потягивалась в своем футляре, а
в глубине её изумрудика вспыхивал огонек.
Обычно Учитель
писал стареньким, как он сам, «Паркером», у которого с возрастом
перо сточилось с одной стороны. Пустые
баллончики для чернил, которые
вставлялись в «Паркер», он вновь заправлял чернилами, пользуясь шприцем
с иглой. При этом он поглядывал на
«Монблан» и говорил: «Ничего, вот я скоро закончу это, и мы с тобой приступим».
Пару раз Учитель
решительно доставал пачку отменной бумаги, приготовленной им специально для
такого случая, и брал в руки авторучку
«Монблан», которую он к тому времени
звал уже не авторучкой, а гораздо внушительнее – пером. Он брал в руки
перо, доставал флакончик с чернилами и долго сидел, задумавшись.
Потом вздыхал и убирал бумагу и флакончик с
чернилами, а перо «Монблан»
протирал тонким замшевым лоскутком.
- Ничего, говорил
он, - пока не время, но вот скоро…
Однажды он уже
совсем собрался заправить перо чернилами, но потом подумал, что чернила могут
засохнуть внутри пера и не стал этого
делать. Он лишь слегка, самую чуточку обмакнул иридиевую капельку в
чернила, чтобы посмотреть, как перо будет писать. Ах, как же ровно, плавно и
нежно скользило перо по бумаге! Каким упоительным и завораживающим был его бег
по белому листу!
Чернила понравились
авторучке, и она потом долго вспоминала их горьковатый вяжущий привкус.
Шло время и Старый
учитель все реже доставал авторучку из
футляра. Но он все так же дышал на неё и протирал замшевым лоскутом.
- Не грусти, - говорил он, - Мы еще с
тобой напишем нашу самую лучшую книгу.
И при
его словах авторучка вновь начинала блестеть своим особенным неярким блеском,
а в
глубине изумрудика загорался огонек.
Потом Старый
учитель заболел и почти совсем не
вставал со своего дивана. Но в те редкие минуты, когда он находил в себе силы подняться, он подходил к письменному столу,
доставал из футляра авторучку
«Монблан» и нежно протирал её лоскутком из
тонкой замши.
А потом Старый
учитель умер. Наследников у него не
оказалось и во владение его имуществом, которое стало именоваться выморочным, видимо, от слова «вымарать», вступил
Город.
Чиновник переписал
все предметы и на каждый наклеил ярлычок, в том числе и на футляр с авторучкой
«Монблан».
Затем пришли
грузчики и стали все выносить. Один из грузчиков раскрыл футляр, поглядел на
авторучку, хмыкнул, оглянулся и быстрым
движением, достав из футляра, сунул её в засаленный карман своего комбинезона.
- Будет на что
после работы выпить с мужиками, -
радостно подумал он.
Но карман оказался
дырявым, и авторучка незаметно выскользнула на пол. Грузчики как раз выносили
диван, и несколько ног, обутых в тяжелые стоптанные сапоги наступили на
авторучку «Монблан». Лопнул и разлетелся щепочками корпус из палисандрового
дерева, в труху превратились малахитовые пластины, смялось в маленький комочек золотое перо с
гравированными иероглифами, а изумрудик
в форме маленькой звездочки закатился в щель между плинтусом и давно не метеным
полом.